29.11.2022 в нашей школе прошел семинар-практикум для педагогов «Практики гибкого проектного управления в образовании», на котором педагоги знакомились и учились применять на практике технологию SCRUM, активно применяемую в бизнесе, IT-сфере и позволяющую быстро и аккуратно организовывать любой вид деятельности.
Основные преимущества SCRUM-урока таковы:
Дети при этом учатся сами управлять своим временем, отвечать за результат деятельности. Например, если не сделал нужную часть работы на уроке, придется делать дома.
Дети начинают больше и эффективнее коммуницировать. Они — команда, они созависимы и заинтересованы в том, чтобы каждый достиг успеха. Без конструктивного общения эту задачу не выполнить.
Учитель освобожден от неприятных организационных моментов, зато у него есть возможность на время присоединиться то к одной, то к другой команде и вместе заняться поиском решения.
Авторитет учителя растет.
Ученики в восторге от учителя-помощника.
Педагоги школы на практике прошли все этапы SCRUM-урока, выступив как в роли учителя, так и в роли учеников:
Как учителя они выбирали из учебного плана тему, задавали ее классу, помогали разбиться на группы, формировали маршрутные листы. Маршрутный лист обязательно включает тему, цель проекта, смысловые единицы, которые должны быть освоены, требования к конечному продукту, сроки и форма приема работы. Можно указывать источники, конкретные задания и рекомендации — на усмотрение учителя. Все прописывается заранее, обычно закладываются минимальные требования, а источники ученики выбирают сами.
Как ученики самостоятельно работали по маршрутным листам: сами решали, как достичь поставленной цели, как разбить большой путь на задачи, как распределить задачи между членами команды.
Вместе вместо работы над ошибками проводили ретроспективы: в индивидуальном порядке и очень коротко разбирали, что участник команды должен сделать, чтобы в следующий раз быть еще круче?
Очень активной вышла дискуссия о возможности применения SCRUM-технологии в урочной и внеурочной деятельности.
Подводя итоги практикума, педагоги пришли к единому мнению, что использование «гибких» технологий имеет ряд знаковых особенностей. Во-первых, ученик действует сам, а учитель поддерживает мотивацию и направляет. Во-вторых, компетенции оказываются важнее знаний. В-третьих, ценно сотрудничество между всеми участниками. Это сложный, но очень интересный процесс, меняющий качество образования.